Люди ансамбля

Ремесленная мастерская «Эргырона»

Истоки

Знакомьтесь: Надежда Марочкина из эскимосского села Уэлькаль, представительница древнего рода сягунпагыт. Надежда Ивановна – знаменитый на Чукотке мастер по изготовлению бубнов (саяк –эск., ярар - чук.). Вот что рассказывает Надежда Ивановна о своем древнем ремесле.

Яркий свет софитов, разноцветные камлейки, плавные синхронные движения танцоров под слаженное пение аккомпанирующего хора, подзадоривающие покрикивания зрителей и - царящий над всем этим рокот бубна, ритму которого подчинено все происходящее на сцене. Он, этот стук, может быть властным, четким. Иногда бубен – саяк по-эскимосски – словно бы звенит, порой звучит как мягкий шепот.

Подробнее: Ремесленная мастерская «Эргырона»

 

Крупным планом – Александра Овчинникова

Истоки

В ансамбле «Эргырон» работало и работает немало уроженцев чукотского села Канчалан, они и певцы и танцоры. Такое уж это село – славится талантами на всю Чукотку! Течет здесь ласковая река с одноименным названием, цветут по ее берегам ирисы, тундра оленями полнится, село расцветает новостройками.

- Вот и я из Канчалана и очень люблю свою малую родину,- рассказывает Саша. - А чукотскими песнями и танцами заинтересовалась еще в детстве  и своей  первой школой национального искусства считаю замечательный фольклорный ансамбль «Илирней»   Канчаланского  дома культуры. Кстати, им руководила бывшая солистка «Эргырона» Зинаида Рультынэ, она танцевала в «Эргыроне» еще в 80-е годы. Там же, в Канчалане я и сама  впервые увидела гастрольный концерт «Эргырона» -  и была покорена, как оказалось, на всю жизнь! Яркие выступления и жизнь артистов казались волшебной сказкой. Не думалосьв ту пору, что и я когда-нибудь выйду на возвышенную профессиональную сцену…

Подробнее: Крупным планом – Александра Овчинникова

   

Крупным планом – Ирина Горячева

Истоки

Ирина родилась и выросла в Анадыре, вот почему ансамбль «Эргырон» для нее – что дом родной. С детства посещала она его концерты, восхищалась песнями, танцами, костюмами артистов. Ее покоряла и сама атмосфера зрительского зала, свет ярких софитов, нарядная сцена с декорациями и музыка -  плавная или стремительная, но всегда зазывная. В такие минуты Ирине тоже хотелось подчиняться ритмам национальных мелодий. Но в детстве она  и не предполагала, что станет не просто профессиональной артисткой, танцовщицей, но и яркой звездой хореографической группы любимого ансамбля.

Корни  рода Ирины взросли в тундре,  в энмеленской со стороны деда, тавайваамской - со стороны бабушки. Так что любовь к чукотскому  песенно-танцевальному искусству у нее в крови. Свои первые уроки национального  пения и танца она получила еще в детстве, занимаясь в самодеятельном фольклорном ансамбле «Эмнун» Тавайваамского  дома культуры. В ансамбль «Эргырон» Ирина Владимировна пришла  в 1991 году и с первых же дней работы продемонстрировала незаурядные хореографические и актерские способности, стала ведущей солисткой ансамбля.

Подробнее: Крупным планом – Ирина Горячева

   

Крупным планом – Светлана Гиуна

Истоки

Если на сцене ваш любимый артист, все действо, озаренное его
мастерством и только ему присущим обаянием, словно бы сияет щедрой
подсветкой. В противном случае концертный номер субъективно
воспринимается так: словно бы всё то-же на сцене, ан нет! Нет блеска,
нет индивидуальной энергии мастера, излучающейся в зал, нет той
атмосферы, которую именно он способен сотворить. Повторюсь, ощущение
это субъективно. И есть зрители (их немало!), которые всегда ожидают
обязательного появления на сцене солистки ансамбля Светланы Гиуны.


Она приехала в Анадырь из Энмелена в 1988 году и 20 февраля была принята артисткой балета с весьма скромным даже по тем временам окладом в 90 рублей. Любовь к песням и танцам чукчей в Светлане с детских лет воспитала Ольга Петровна Геунтонау, которая много лет возглавляла знаменитый фольклорный ансамбль «Ракушка».

Подробнее: Крупным планом – Светлана Гиуна

   

Одежда сцены. Одежда артиста. Как рождается сценический костюм артиста

Истоки

Одежда сцены. Одежда артиста.

Как рождается сценический костюм артиста

Людмила Лысова, костюмер ансамбля

Мастерство певцов и танцоров «Эргырона», яркие огни рампы и софитов, выразительная музыка, нарядная сцена - все это обязательные составляющие того или иного концерта нашего замечательного ансамбля. Все?.. Нет, не забудем о сценических костюмах – они тоже помогают артистам создавать выразительные и неповторимые образы различных персонажей.

Вспомните гордых и величавых птиц из танца «Журавлиная верность», веселых и смешливых девчат из задорного номера «Говоруньи». Вспомните всемогущего шамана – он является участником многих постановок «Эргырона». Во всех этих концертных номерах наши артисты талантливо передавали наиболее характерные черты своих персонажей. Задаче этой служил и сценический костюм. Порою это был комбинезон, имитировавший кэркер тундровички, а иногда – плащ, который в реальной жизни должен был надежно защищать морзверобоя от морских брызг и проливных дождей. Плащ этот, разумеется, шился не из моржовых кишок, как в старину, а из современной ткани – парашютного шелка.

Подробнее: Одежда сцены. Одежда артиста. Как рождается сценический костюм артиста

   

Нина Меркер

Истоки

Когда-то ее родители – канчаланский оленевод Николай Тегрылькут и его жена Зинаида Кулюнэвъэн - дали своей новорожденной дочери самое красивое, с их точки зрения, чукотское имя – Тынэны, Цветущая. Как в воду глядели! Ведь с годами и впрямь расцвела Тынэны–Нина, как наши июньские тундровые первоцветы. Да и свои годы работы в ансамбле «Эргырон» она провела в статусе его настоящего украшения – настолько всегда выразительны и завораживающи ее выступления. Сегодня зрители знают нашу героиню под фамилией мужа - Нина Меркер.

Позади 25 лет служения в «Эргыроне». Впрочем, с чукотскими песнями и танцами Нина дружна давно – занималась ими в окружном Дворце пионеров (когда училась в Анадырской школе-интернате), в сельском канчаланском фольклорном ансамбле «Илирней», на хореографическом отделении Хабаровского института культуры.

Свою первую встречу с ансамблем «Эргырон» Нина-Тынэны запомнила хорошо – это было в 1976 году в Анадыре на одном из концертов. Самому «Эргырону» было тогда всего-то 7 лет, а Нине – только 15. А вот ее вторая встреча с первым профессиональным ансамблем Чукотки оказалась очень важной.

Подробнее: Нина Меркер